Описывать Бабу Ягу не имеет смысла, все и так хорошо знают её образ. Но, есть важная деталь - так или иначе этот персонаж известен по всему миру, меняется только имя, место жительства и способ передвежения.
Если рассматривать вопрос рационально, то Баба Яга - это изгнанная из поселения или покинувшая его по собственной воле женщина, которая вполне может жить самостоятельно. Так как древние общины, чаще всего, были патриархальными - считалось, что без посторонней помощи женщина не выживет, особенно с потомством. И если какая-то дама имела наглость не просто выжить, но и преуспеть среди леса, она сразу же обрастала легендами, пересудами и прочими кошмарами, отгоняющими от ее жилища детей и мужей. Сестринсво этому способствовало.
С точки зрения этнографии, Баба Яга в своей избушке - это образ покойника. Воздушные похороны были распространённым явлением по всему миру. Финно-угорские племена и мордва в этом плане особенно выделились. Дело в том, что воздушные похороны - древнейший способ захоронений, но в зависимости от местности менялась и атрибутика. Так, например, в горных регионах тела выставляли на скалы, чтобы не только ветер и солнце влияли на тление, но и хищные птицы. Финно-угы же не очень вдохновлялись идеей быть съеденными посмертно, потому покойника размещали или на дереве, в дупле, или строили сруб без окон и дверей. Такие срубы ставили на пеньки да повыше, чтобы никто не отобедал телом. Назывались такие избушки «дом мертвого». Отголоски этого способа погребения можно заметить и сейчас, когда видите крест с крышей. Карелы, например, ставят простой столбик с крышей до сих пор.
И, наконец-то мифология. Что интересно, Баба Яга это трансформированный образ древних богинь. Аналогичные образы такие, как Перхта у южных славян и Черная Аннис в английском фольклоре - были добрыми древними Богинями, связанными с деторождением. Перхта, она же Берта, она же Гольда - древненемецкая богиня «блестящая» - носила ключи от неба и приводила детские души. Обычно тот, кто приводит, тот и уводит, и вполне логично, что Гольда забирала души умерших детей на то же небо. Со временем, первая часть истории стерлась, обросла символами, уродствами, костяной ногой и прочей атрибутикой смерти.
Черная Аннис - одноглазая старуха, с когтями, острыми зубами и мертвецкой кожей, обитает в пещере, вход к которую устлан костями и черепами. Пещеру эту она вырыла самостоятельно, руками. Иногда она живет в корнях старого дерева, единственного оставшегося от древнего леса. Прообразом Аннис была кельтская богиня Дану - великая мать. Но, постепенно старых богов начали забывать что и привело к трансформации.
Киплинг, например, в одной своей сказочной повести объяснял что, если богов древности забывают и не почитают - они начинают исчезать и терять силы, и чтобы это не происходило - древние боги превращались в существ, которые способны вызвать хоть какие-то человеческие эмоции, таким образом продлевая себя жизнь в ином облике.
Вернемся же к Бабе Яге. Помимо всего ужасного и страшного, связанного со смертью, особенно детской и мужской, Баба Яга исполняла роль жрицы и проводила обряд инициации. Из мальчика в мужи. А девице - мудрость и стойкость. В этом ей помогли обрядовые элементы, а именно - погребальная трапеза, банька в роли омовения и прялка, где она, подобно норне, пряла нить судьбы.
Что интересно, в фольклоре избушка Яги - своего рода граница между миром мертвых и миром живых. На это же намекает костяная нога - одной ногой в мире живых, другой в мире мертвых. Вход избушки был обращен в сторону мира мертвых. Герой проходил через избушку дважды, побывав по ту сторону, он возвращается в мир живых обновленным. Ведь любая инициация значила умереть для прежней жизни и возродится в новой.
Комментарии